© Текст и фотографии, Николай Обухов, 2019-2025
Примечание 2025 года. Эта статья была написана для сайта photo-and-travels.ru в ноябре 2019 года. В октябре 2025 года я решил исправить и дополнить текст в некоторых местах, а также заменить большую часть фотографий и переопубликовать ее на своем сайте.
Дисклеймер. Данная статья не претендует на полное руководство по ночной съемке пейзажа. Она ориентирована на начинающих фотолюбителей-энтузиастов, желающих разнообразить свои фотосюжеты, а также получить удовольствие от самого процесса съемки и обработки пейзажей со звёздным небом. Наверняка автор чего-то не знает или в чем-то заблуждается, более опытные читатели могут сделать уточнения в комментариях под моими фотографиями в соцсетях.
Введение
Автор статьи — обычный фотолюбитель, который не имеет большого опыта ночной съемки и сам постоянно учится. Тем не менее, хочу поделиться с читателями некоторыми знаниями, полученными на просторах интернета, а также некоторым собственным опытом фотосъемки ночного пейзажа в пределах шаговой доступности от места жительства. Мое знакомство с ночной съемкой началось в 2017 году с замены старенького Canon EOS 350 на более современную кроп-зеркалку Nikon D7100. В качестве основного объектива для съемки звезд был куплен достаточно качественный ширик Tokina AT-X 116 PRO SD 11-16mm F2,8 (IF) DX II Aspherical, процесс выбора описан в статье «Обзор широкоугольного зума для КРОПнутых камер Tokina AT-X 11-16mm f/2,8 с примерами фото на Nikon D7100». В данный момент фотографирую на полнокадровую фотокамеру Nikon D610.
Примечание 2025 года. С лета 2025 года я снимаю на беззеркальную камеру Nikon Z5 II.
Я не буду рассматривать съемку северного сияния и луны, а также съемку звездных треков, астрономическую съемку звезд и туманностей. Также не рассматривается изготовление монтажей: когда пейзаж снят в одно время и в одном месте, а звезды взяты из абсолютно другого кадра. Речь пойдет о съемке ночного пейзажа, в котором звездное небо играет, конечно, важную, но не единственную роль. Без каких-то интересных объектов на земле (для меня) нет смысла снимать звездное небо, т. е. в данной статье не будет упоминаний про астросъемку.
Кроме того, я исхожу из требования получения достаточно качественного (в техническом плане) изображения: при увеличении кадра на мониторе до масштаба 100% должна быть картинка, не вызывающая отторжения. Для изображения 1000 пикселей по длинной стороне, которое смотрят только на экране телефона, можно не обращать большого внимания на шумы, а просто подавить их в большой картинке, обработать, уменьшить кадр до малого размера, поднять резкость и не сильно заботиться о детализации. В общем, в данной статье речь пойдет об изготовлении фотографий, которые можно не только запостить в социальные сети, но и, в случае необходимости, распечатать размером A3 и больше, использовать для печати календаря и т. п.
Планирование
В настоящее время планирование фотосъемки осуществляется без каких-либо трудностей, так как для каждого элемента плана существуют веб-сайт и/или приложение для смартфона. Ниже я буду указывать полезные приложения для смартфона на базе Android, читатель легко найдет их версии или аналоги для iOS.
Не нужно быть астрономом для того, чтобы предсказать, что наилучшая видимость звездного неба будет в ясную погоду в высокогорье вдали от населенных пунктов. Облака скрывают звезды, задымление и пыль от человеческой деятельности ухудшают прозрачность атмосферы, свет от фонарей и прожекторов в населенных пунктах создает эффект так называемого «светового загрязнения». Все это ухудшает видимость звезд. Но не все из нас могут регулярно ездить в пустыню Атакама в Южной Америке или на Алтай. Да и интересует нас художественность кадра, а в этом случае мы можем использовать некоторые мешающие факторы как часть композиции: небольшие размытые облачка могут придать определенную изюминку пейзажу, световое загрязнение от поселения вместе с задымлением создадут мистическую подсветку части небосвода.
Фото 1-01. Пример фотосъемки ночного пейзажа с подсветкой от города.
Камера Nikon D610 с объективом Nikon AF-S 18-35mm f/3.5-4.5G ED.
Небо: 18 mm,
ISO 1600, f/3.5, 15s, 10 кадров.
Человек: 18 mm, ISO 1600, f/3.5, 15s, 1 кадр.
Передний/средний
планы: 18 mm, ISO 1600, f/5.6, 76s, 2 кадра.
Передний план: 18 mm, ISO 100-200, f/13, 20s, 3 кадра с подсветкой
фонариком.
Сначала я снял 10 кадров неба (фокусировка на бесконечность), затем, не меняя
фокусировки, встал перед камерой и сделал 5-6 кадров с теми же параметрами (с выдержкой
15 сек), немного меняя позицию (ближе/дальше, левее/правее). В работу взял
всего 1 кадр, на остальных были либо проблемы с резкостью и расположением фигуры
(встал слишком близко к камере, слишком близко к краю, пошевелился), либо проблемы
с фонарем. Для проработки окружающего пейзажа прикрыл диафрагму до f/5.6, сделал один кадр с
фокусировкой на бесконечность с длительной выдержкой (76 сек), затем сфокусировался
на заснеженную ель на переднем плане и снял второй кадр с теми же параметрами. Не
меняя фокусировки (она осталась на переднем плане) уменьшил ISO, прикрыл диафрагму и
сделал несколько кадров с подсветкой переднего плана фонариком.
Вообще, ночная съемка требует достаточного терпения, так как каждый сюжет требует иногда длительных экспозиций и нескольких кадров (иногда десятков кадров). У меня обычно на один сюжет уходит около получаса, а если снимается несколько вариантов композиции (горизонтальный, вертикальный, потом еще какой-то вариант с изменением границ кадра), то съемка одного сюжета может занять час-полтора.
Место
Планировать съемку желательно так, чтобы представлять себе саму локацию и окружающую местность: где и в какое время восходят и заходят луна и солнце, в какое время и с какого направления будет освещена заданная точка, какая высота луны и солнца будет в заданный день и время и т. д.
Полезные приложения: PhotoPills, The Photographer’s Ephemeris (TPE)
Фото 1-02. Закат луны на Камне Омутном.
Камера Nikon D610 с объективом Nikon AF-S
NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED.
Небо: 18 mm, ISO 3200, f/3.5, 20 s, 8 кадров.
Земля: 18 mm, ISO 100, f/8.0, 20 s, 3 кадра с подсветкой.
Погода
Облачность разделяется на 3 яруса: нижний, средний и верхний. В нижнем ярусе (до 2 км) обычно находятся слоистые облака, в среднем ярусе (от 2 км до 4-6 км) — высоко-слоистые и кучевые облака, в верхнем ярусе — перистые облака.
Фото 1-03. Ночная облачность.
Nikon D610, Nikon AF-S
NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED.
Небо: 18 mm, ISO 3200, f/3.5, 15s, 11 кадров.
Земля: 18 mm, ISO 100, f/13, 15s, 5 кадров с
подсветкой.
Для планирования съемки желательно использовать погодные сервисы, которые показывают облачность по ярусам (я лично пользуюсь сайтом и приложением rp5.ru и приложением Ventusky), в этом случае можно лучше спланировать съемку. Например, прогноз говорит не просто о том, что будет «переменная облачность», а о том, что в полночь ожидается облачность нижнего яруса 0%, облачность среднего яруса 20% и облачность верхнего яруса 10%. В этом случае есть шанс снять как чистое звездное небо, так и построить композицию с облаками и звездами. Иногда бывает наоборот: облачность указывается 20%, но она концентрируется как раз в области с наименьшей засветкой так, что закрывает большую часть звездного неба. В таких случаях, как и в обычной пейзажной съемке, остается надеяться на везение.
Полезные приложения: Погода рп5, Ventusky
Время года
Лучше всего звезды видны ночью (привет, кэп), а ночь наступает после астрономических сумерек (то есть тогда, когда центр солнечного диска опускается ниже 18 градусов под истинный горизонт), и ими же заканчивается. Проблема в том, что в летнее время года в зависимости от вашего местонахождения (широты) ночь может не наступать вовсе, либо ее продолжительность будет недостаточна для нормальной съемки. Например, там, где я живу (на Среднем Урале, на широте 57,5 градусов), астрономическая ночь отсутствует с начала мая до середины августа. Конечно, можно снимать звезды и во время астрономических сумерек, но они будут менее заметны. Таким образом, в период с мая по июль у меня мертвый сезон в ночной съемке. Зимой темноты в избытке, но мороз немного мешает управляться с камерой, объективом и штативом…
Полезные приложения: PhotoPills, The Photographer’s Ephemeris (TPE)
Фото 1-04. Пример съемки зимнего пейзажа со звездами.
Nikon D610 с объективом Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED.
Небо: 18 mm, ISO 3200, f/3,5, 15s, 11 кадров.
Передний план: 18 mm, ISO 100, f/13, 15s, 6 кадров с
подсветкой.
Световое загрязнение
По этим термином подразумевается свет от искусственных источников света, который рассеивается в нижних слоях атмосферы и создает хорошо заметную засветку звездного неба. Поэтому фотосъемку звезд лучше проводить вдали от больших населенных пунктов.
Фото 1-05. Пример съемки зимнего пейзажа с подсветкой неба от города.
Nikon D610, Nikon AF-S NIKKOR 18-35mm f/3.5-4.5G ED.
Небо: 18 mm, ISO 1600, f/3,5, 15s, 9 кадров.
Передний план: 18 mm, ISO 100, f/11, 20s, 3 кадра с
подсветкой.
Тем не менее, иногда световое загрязнение может создать необычные эффекты даже в городах, например, световые столбы. Но в большинстве случаев световое загрязнение — одна из главных проблем в ночной съемке.
Полезное приложение: Dark Sky Map
Фото 1-06. Световые столбы над городом.
Камера Nikon D7100 с объективом Sigma 17-50mm f/2.8, 40 mm, ISO 100, f/5.6, 10s, 1 кадр.
Фазы и положение луны
Если нет задачи снять луну как самостоятельный объект, то она, в большинстве случаев создает помехи для съемки звезд. Если фаза луны более 30-40%, то ее свет (точнее, отражаемый ею солнечный свет) создает приличную засветку неба, а в кадре луна выглядит как бледное солнце. В безоблачное полнолуние пейзаж совершенно не похож на ночной, он напоминает контрастный дневной пейзаж с редкими звездами на бледном светлом небе. Некоторые зрители и не догадаются, что это снято ночью.
Фото 1-07. Пример съемки ночного пейзажа в полнолуние.
Nikon
D7100, Токина 11-16/2.8,
11 mm, ISO 2500, f/2.8, 20s, 1 кадр.
Но небольшая луна может и помочь: она создает общую подсветку для средних и дальних планов, которые в отсутствие луны будут почти полностью провалены в черноту. Либо потребуются длительные экспозиции (несколько минут) для того, чтобы попытаться проработать средний и дальний планы пейзажа.
Фото 1-08. Пример съемки ночного пейзажа с подсветкой луной.
Nikon D610, Nikon AF-S
18-35mm f/3.5-4.5G.
Небо: 18 mm, ISO 1600, f/3,5, 15s, 10 кадров.
Передний план: 18 mm, ISO 1600, f/3,5, 30s, 3 кадра с
подсветкой фонариком.
Луна в фазе 35% на высоте 14 градусов над горизонтом находится
позади камеры, фронтально освещая скалу. Фонариком подсвечен ночной туман над
водой.
В полнолуние имеет смысл фотографировать луну на телеобъектив и использовать ее как самостоятельный элемент композиции.
При этом луна может находиться низко над линией горизонта в то время пока солнце либо на уровне горизонта, либо только что зашло. В этом случае окружающий пейзаж будет достаточно освещен отраженным светом неба, а луна получит теплый закатный оттенок и ее яркость не будет слишком велика относительно окружающего пейзажа.
Фото 1-09. Пример съемки восхода луны в полнолуние.
Nikon D610, Nikon
AF-S VR Zoom-Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED, 300 mm, ISO 100, f/8, 1/20s, 1 кадр.
Кроме фаз необходимо учитывать время восхода и заката луны. В большинстве случаев я планирую фотосъемку звезд на время, когда луна в фазе менее 30%, либо когда она находится ниже линии горизонта. В этом случае звезды будут наиболее заметными.
Полезные приложения: PhotoPills, ThePhotographer’sEphemeris (TPE), DaffMoon
Видимость Млечного Пути
Солнечная система находится на окраине галактики Млечный Путь. Поэтому именно Млечный путь является наиболее заметным для нас звездным скоплением. Он хорошо виден, например, в средних широтах России в конце августа-сентябре. К сожалению, в северном полушарии выше 50 градусов северной широты центр Млечного Пути никогда не поднимается выше линии горизонта. А сам Млечный путь виден на Среднем Урале с марта по ноябрь. В августе–октябре он располагается на небосводе почти вертикально.
А в то время, когда Млечный Путь находится низко над горизонтом, вступают в действие другие мешающие факторы: световое загрязнение и задымленные нижние слои атмосферы. В южном полушарии Млечный Путь виден гораздо лучше, чем в северном, в общем, лучше всего снимать Млечный Путь в Южной Америке или в Австралии, но кое-что видно и у нас.
Полезные приложения: Stellarium, PhotoPills
В следующей части будут рассмотрены вопросы выбора фотографического оборудования для съемки ночного пейзажа.
Статьи

Об опыте съемки и обработки ночного пейзажа со звездами. Часть 2












